Меню Закрыть

Жизнь в мире, обманутом чувствами

Жизнь в мире, обманутом чувствами [ИНТЕРВЬЮ]

Среди нарушений психического развития аутизм является одним из самых тяжелых, но ранняя диагностика дает шанс улучшить качество жизни пострадавшего. Каковы симптомы аутизма и как облегчить его последствия, объясняет доктор Михал Вронишевский, психиатр, директор центра SYNAPSIS для детей и взрослых с аутизмом, соучредитель и президент правления фонда SYNAPSIS.

Даже незначительное расстройство вызывает у человека, страдающего аутизмом, очень серьезные социальные и жизненные проблемы. Когда аутизм обнаруживается на ранней стадии , его последствия можно смягчить, но только до определенной степени. Что такое аутизм, объясняет доктор Михал Вронишевский, психиатр, директор центра SYNAPSIS для детей и взрослых с аутизмом, соучредитель и президент правления фонда SYNAPSIS.

  • Как распознать первые симптомы аутизма?

Доктор Михал Вонишевский : Они появляются во второй половине жизни ребенка, и это два симптома. Первый — это отсутствие или ослабление зрительного контакта с созданием общего поля внимания, то есть способности общаться глазами.

Второй — нарушенные слуховые реакции, в частности отсутствие или ослабленная, отсроченная реакция на зов имени, то есть обращение к тому, кто зовет ребенка.

Это убедительные индикаторы наличия риска аутизма, очевидно, после исключения других причин, таких как нарушение зрения и слуха. У некоторых аутичных детей есть проблемы со слухом, но большинство из них даже слишком хорошо слышат (повышенная чувствительность к звукам), что может вызывать, например, отключение стимулов.

  • Расстройства психомоторного развития — ранний симптом аутизма?

МВ: Нет, психомоторная отсталость сама по себе не является признаком аутизма. Но у этих детей значительно повышен риск развития PFSA.

Поэтому их развитие следует отслеживать как группы риска. Не всегда наблюдаются отклонения в двигательном развитии, в том числе в восприятии раздражителей.

У детей первого года жизни их может особенно беспокоить чувство равновесия и интеграция сенсорных стимулов, исходящих от глубоких ощущений и зрения.

Затем мы наблюдаем отложенное достижение способности ползать, ползать, сидеть, стоять и ходить. Они вызваны не нервно-мышечными расстройствами (например, церебральным параличом), а проблемами с координацией движений.

Каково общение аутичного ребенка?

МВ: Это сложная, многогранная проблема. У ребенка с аутизмом могут быть проблемы с восприятием сенсорных стимулов, включая зрительные и слуховые, а также с их центральной связностью, то есть общим восприятием сигналов, адресованных ему в виде значимых визуальных (жесты и мимика) и слуховых (слов) сообщений. .

Это существенно ограничивает возможности развития — как будто вы слабовидящий и слабослышащий одновременно. Тот факт, что ребенок с аутизмом не понимает или понимает с большой задержкой функцию обратной связи, вероятно, связан с другим дефицитом понимания намерения другого человека, то есть понимания того, что другой человек такой же, как я.

У большинства аутичных детей развивается одностороннее общение, обычно они способны требовать — криком или жестами. Они едва проходят стадию изменения ситуации от младенца, который, как это ни парадоксально, на самом деле правит окружающей средой — «Я кричу и требую, а вы узнаете, что я имею в виду в данный момент», до маленького ребенка, который подчиняется своим родителям. и другие люди вокруг него.

Как это общение формируется у детей старшего возраста?

MW: Дети в возрасте 2 и 3 лет, как правило, развиваются после периода противоречия, пробуют то, что им разрешено, и пытаются установить, что они здесь правят, обычно признают реальную и эмоционально удовлетворяющую зависимость от взрослых.

С другой стороны, тем, кто общается ограниченно и плохо понимает намерения других людей, очень сложно пройти процесс положительно. Такие дети склонны поддерживать инфантильный образец «деспотического» управления, и окружение часто соответствует их поведению.

Таким образом закрепляется особый авторитаризм, который дополнительно препятствует социальной адаптации. Следует помнить, что аутичный ребенок нереалистичен и неадекватен в отношениях, что, если оно распространяется на дошкольный и школьный периоды, все более затрудняет ему адаптацию к обществу.

Какова роль родителей в терапии?

МВ: В случае появления тревожных симптомов родители должны попытаться поставить диагноз ребенку как можно раньше. Важен активный эмоциональный, физический и игровой контакт с малышом.

Маленький аутичный человек нуждается в том же, что и другой ребенок его возраста, но из-за ослабления и ограничения стимулов из окружающей среды сообщения, адресованные ему, должны быть максимально ясными и простыми, спокойными, но очень выразительными (передаваемые довольно громко и медленно).

Если ребенок старше и не развил какие-то навыки, с ним стоит поиграть, подходящие для более раннего возраста, например, сенсомоторные, ранние отношения (например, тип «кукушка»), запрограммированные специалистом в рамках процесса развития. дополнительные компетенции, обучающие упражнения в игре, благодаря которым ребенок приобретает понимание так называемых репрезентация, то есть то, что одна вещь может претендовать на другую.

Родители должны попытаться почувствовать, нравится ли и как их ребенок, когда его раскачивают (сверхчувствительный или бесчувственный), что доставляет ему удовольствие и снимает стресс (это помогает развиваться).

Также важно стимулировать лучший прием стимулов с помощью массажа и компрессий, которые улучшают так называемое чувство глубокое.

Все дети первого года жизни должны иметь достаточное количество различных сенсорных раздражителей, особенно связанных с контактом с более твердыми поверхностями.

Те, кто спрятаны в мягкой подстилке и мало двигаются, развиваются медленнее, чем те, у которых есть манеж с одеялом и полом — более твердая поверхность дает больше ощущений и способствует активности.

Какие возможности реабилитации начаты в кратчайшие сроки?

МВ: Это помогает уменьшить различные последствия повреждения центральной нервной системы (мозга) и ее функциональных нарушений развития. Некоторые недостатки связаны с повреждениями — потенциально они могут быть более постоянными.

Другие являются функциональными, что означает, что ребенок не превысил определенный порог развития из-за того, что он не приобрел навыки для использования ожидаемых перцептивных и управляющих функций, характерных для данного периода развития, своевременно.

У многих детей это связано с развитием речи — если малыш находится на 12-15-м году жизни. Месяц жизни не употребляет первых, даже «условных», плохо сформулированных, но значимых слов, требует внимания. Чем позже выявляется аутизм и, соответственно, чем позже развиваются коммуникативные навыки, тем хуже результаты терапии.

Раньше около 50 процентов. аутичные дети вообще не разговаривали. Сейчас этот процент ниже, что связано с более ранним началом лечения, когда шансы на то, чтобы говорить лучше, и с распознаванием менее тяжелых случаев.

  • Какова центральная согласованность, характеризующая людей с аутизмом?

МВ: Это основано на тенденции воспринимать конкретный объект как единое целое всеми органами чувств. Мы видим человеческое лицо со всеми деталями, которые складывает наш мозг.

Дети с аутизмом воспринимают все в разбивке на отдельные элементы: зрение регистрирует один глаз, другой глаз, нос, рот и другие детали, например, очки или мишуру, слух отдельно регистрирует голос человека. Но вся эта информация не связана друг с другом.

Следовательно, дети с аутизмом с более серьезными нарушениями могут различать людей, особенно из отдаленного окружения, в основном по усам, бороде, бородавкам на лице и т. Д. Такое восприятие затрудняет или делает невозможным восприятие и понимание эмоционального и социального сообщения — что выражается лицом другого человека.

«Нейротипичным», неаутичным людям сложно войти в их ситуацию, потому что это совершенно другая организация восприятия сенсорных впечатлений и образа окружающего мира.

  • Каковы причины нарушения развития центральной когерентности у ребенка с аутизмом?

МВ: Они еще не созданы. Одна из теорий связывает их с нарушением созревания функций мозжечка, отвечающего за координацию — изначально считалось, что это только двигательные функции, но оказалось, что это еще и функция получения сенсорных стимулов от всех органов чувств.

В настоящее время известно, что первопричины этих нарушений у каждого ребенка могут быть разными, а также возникать одновременно: как возможная генетически обусловленная восприимчивость, так и вредные факторы во время беременности и родов — инфекции, гипоксия, преждевременные роды и другие.

  • На чем основаны нарушения социальных контактов?

МВ: При аутизме нарушения в развитии врожденного когнитивного модуля «теории разума» другого человека, скорее всего, являются результатом нарушения или задержки в развитии нейрофизиологических функций, которые определяют способности врожденного бипогического (непреднамеренного) сострадания.

Это приводит к качественным нарушениям социальных контактов, общения и воображения. Система, отвечающая за распознавание состояний ума других людей и делать выводы о них по аналогии с их собственными состояниями, не достигает соответствующей зрелости.

Гипотеза о том, что «теория разума» другого человека зависит от функционирования так называемой системы, сейчас принимается. зеркальные нейроны, отвечающие за восприятие душевного состояния другого человека. Он работает, «отражая» сенсорное, а не интеллектуальное восприятие.

Если, например, человек находится в депрессивном состоянии, его руки и уголки рта опущены, он движется в низком положении, тогда другой человек, смотрящий на него, «чувствует себя», если у него или у нее было такое отношение и внешний вид, то есть он испытывает чувство подавленности этого человека, даже если она и сама в порядке.

Важный

Важна ли диета при аутизме?

Споры по этому поводу ведутся десятилетиями. Практики давно признали частое возникновение нарушений иммунной и пищеварительной систем у детей и взрослых с аутизмом. В 2010 году были опубликованы рекомендации Академии педиатрии США по проблемам со здоровьем, особенно гастроэнтерологическим, у детей с аутизмом. Соматические проблемы, особенно иммунной системы (иммунодефицит или аллергия), и / или расстройства пищеварительного тракта, аллергическая и неаллергическая непереносимость нарушают внутреннюю среду ребенка и косвенно отрицательно влияют на функционирование его нервной системы, что может усугубить аутизм. В этом отношении их следует тщательно изучить, возможно, пройти пробные диеты на предмет наиболее тревожных факторов, особенно казеина и глютена.. Они не предназначены для лечения аутизма, а предназначены для диагностики того, что может быть вредным для вашего ребенка. Например, нераспознанная непереносимость молока может повысить возбудимость ребенка, нарушить сон, а вторичные нарушения в пищеварительном тракте ухудшить его развитие.