Вызывают ли вакцины аутизм?

Вызывают ли вакцины аутизм? Что мы знаем и чего не знаем о РАС

Вызывают ли вакцины аутизм? Отрицательное отношение матери? Гены? Какое поведение ребенка следует считать тревожным и служить основанием для обращения за помощью к детскому диагносту или психологу? Это вопросы, которые продолжают появляться не только в Интернете, но и в кабинетах психологов, неврологов и педиатров. Из-за отсутствия доступа к надежным источникам они часто остаются необъясненными, вызывая много опасений у молодых родителей. В этом посте мы обобщаем то, что мы знаем — и что должен знать каждый родитель — об аутизме.

Что вызывает аутизм?

До сих пор неясно, что заставляет ребенка развивать комплекс трудностей, составляющих расстройство аутистического спектра. Текущие результаты исследований указывают только на факторы, которые статистически увеличивают риск РАС — это в первую очередь:

• отцовский возраст — повышается риск РАС, особенно у детей отцов старше 50 лет;
  • повторная беременность после короткого перерыва (до 5 лет) матери ребенка — дети, родившиеся вскоре после их старших братьев и сестер, статистически чаще страдают расстройствами спектра;
  • размер головы ребенка / окружность. В последние годы были проведены исследования, которые показывают, что аутизм чаще диагностируется у детей с большой, превышающей нормальную окружность головы в первый год жизни. Однако это не фактор риска, а, скорее, характерная черта детей с аутизмом, которая может указывать на нейроанатомическую основу этого расстройства.

Но ученые ясно дали понять, что никакая иммунизация НЕ связана с симптомами РАС.

Вызывают ли вакцины аутизм?

Это ложный и очень вредный тезисон родился в результате «исследования», проведенного в 1990-х годах доктором Эндрю Уэйкфилдом. В своей публикации он описал случаи, когда у двенадцати детей развились симптомы расстройств аутистического спектра и энтерита сразу после вакцинации против кори, эпидемического паротита и краснухи. С самого начала это исследование вызывало сомнения в медицинских и журналистских кругах, и глубокое расследование, проведенное, среди прочего, британским журналистом и, следовательно, также Генеральным медицинским советом, выявило ряд разрушительных нарушений. Во-первых, только у одного из обследованных детей были симптомы, объективно указывающие на РАС, а у остальных симптомы были нечеткими или даже отсутствовали. Так было и с воспалением кишечника, Что, по словам Уэйкфилда, также должно было быть вызвано вакциной — у 9 из 12 протестированных детей на самом деле не было оснований для постановки такого диагноза. Более того, предполагаемые симптомы аутизма у протестированных детей, как описано Уэйкфилдом, проявились не через несколько дней после вакцинации, как он описал, а, по крайней мере, через несколько месяцев после вакцинации. Весь «диагноз аутизма» у респондентов был поставлен исключительно на основе сбора весьма субъективных и неопределенных интервью с их родителями.

В конце концов, Уэйкфилда обвинили не только в публикации фальсифицированного исследования, содержащего ряд методологических ошибок, но и в крайне неэтичном поведении по отношению к исследуемым детям, которые — для диагностики псевдоэнтерита — прошли очень инвазивные тесты, в том числе поясничная пункция. Сегодня считается, что доктор подготовил всю публикацию для нескольких юридических фирм, которым была нужна отправная точка для выигрыша судебных исков о побочных эффектах вакцины. В конце концов Уэйкфилду запретили заниматься, и в 2010 году журнал, опубликовавший его статью, официально отозвал его.

С тех пор не появилось никаких надежных источников, которые давали бы какие-либо доказательства утвердительного ответа на вопрос, вызывают ли вакцины аутизм.

Гипотеза «холодной матери»

По сей день также можно встретить так называемые гипотеза холодной матери: она объясняет РАС негативным отношением матери и ее эмоциональной холодностью по отношению к ребенку в пренатальный период и в первые месяцы жизни. Согласно этой теории, у детей матерей, которые не радовались беременности и не наделяли своих младенцев нежностью после рождения, чаще должны были диагностироваться расстройства аутистического спектра.

Эта гипотеза также была опровергнута вне всяких сомнений. И ученые, и детские психологи указывают, что стойкое нежелание матери по отношению к ребенку может отрицательно сказаться на его дальнейшем развитии, но оно не способно вызвать набор очень похожих и длительных эффектов у миллионов детей во всем мире. Более того, опыт исследований детей с расстройствами аутистического спектра и их семей показывает, что матери детей с РАС представляют собой очень разнообразную группу. Они различаются возрастом, темпераментом и стилем воспитания: невозможно создать профиль «типичной» матери ребенка с расстройствами спектра.

Когда у ребенка диагностируют аутизм?

Это интересный вопрос, связанный с тем, что тезис о вакцинах, повышающих риск аутизма, все еще повторяется в некоторых средах. Аутизм у детей чаще всего диагностируется в первые годы жизни, то есть в период, когда происходит большинство прививок. По статистике, большинству детей диагноз ставится в возрасте от 3 до 5 лет, хотя эта граница снижена из-за большего доступа к информации о РАС. В настоящее время все больше и больше детей получают диагноз аутизма к своему второму дню рождения. Это хорошая новость, потому что чем раньше будет диагностировано расстройство спектра, тем раньше можно будет лечить ребенка индивидуально, и, таким образом, значительно увеличиваются шансы на высокое качество жизни в более поздние годы.

Каковы общие симптомы аутистического спектра?

Первые симптомы, указывающие на то, что у ребенка могут быть расстройства аутистического спектра, появляются в первые недели и месяцы жизни. О том, что должно насторожить родителя и побудить его обратиться к специалисту, и что является частью нормального развития или может иметь другие причины, мы писали в нашей ноябрьской статье. Мы рекомендуем вам прочитать это.

Несомненно, стоит помнить, что картина аутизма может немного отличаться от ребенка к ребенку. Поэтому, если после прочтения достоверных источников вы все еще сомневаетесь, является ли источник ваших симптомов более сложным периодом развития, расстройством спектра или другими трудностями, всегда стоит проконсультироваться с детским психологом. Именно из-за разнообразной клинической картины РАС мы говорим о чем-то вроде спектра аутизма: это расстройство имеет целый континуум симптомов различного типа и степени тяжести. Двое детей с РАС могут функционировать на совершенно другом уровне. Отсюда и существование синдрома Аспергера в психиатрии — это легкая форма аутизма, и люди, которым поставлен диагноз, обычно лучше себя чувствуют, чем люди с «типичным» РАС. Тем не менее, это расстройство все еще относится к спектру аутизма, и люди с этим диагнозом находятся в высокофункциональной части этого континуума.

Независимо от характера симптомов или возраста вашего ребенка, всегда есть способ помочь ему! Аутизм нельзя вылечить, но его разрушительное воздействие на жизнь ребенка и семьи можно значительно уменьшить, а маленькому пациенту можно помочь в приобретении навыков, необходимых в социальной жизни. Диагноз РАС — это не приговор и не лишает ребенка шансов на счастливую жизнь и успех во взрослой жизни. Однако важно как можно скорее обратиться за помощью к специалисту.