Меню Закрыть

Танцы, игра на гитаре или, может быть, на китайском?

Танцы, игра на гитаре или, может быть, на китайском? Как изучение нового влияет на наш мозг?

В контексте нынешней пандемии и социальной изоляции, которая длится уже несколько недель (и пока нет признаков ее конца), чаще всего говорят о негативных последствиях ситуации, которые для многих из нас наверное уже почувствовал. Мы говорим о последствиях для нашей психики, а также нашего профессионального положения и финансов. С другой стороны, время вынужденной изоляции может оказаться уникальной возможностью узнать себя, развить новые увлечения или узнать то, на что нам обычно не хватало времени.

Это не только делает нас счастливыми, но и замедляет процессы старения, стимулирует мозг к созданию новых нейронных связей и даже предотвращает появление некоторых серьезных заболеваний, таких как болезнь Паркинсона и Альцгеймера. Изучение нового в любом возрасте в целом оказывает чрезвычайно благоприятное влияние как на психическое, так и на физическое здоровье. Интересно, что до недавнего времени была широко распространена теория о том, что человек родился с определенным количеством нервных клеток в головном мозге, которое с возрастом может только уменьшаться, а это означает, что способность к обучению должна снижаться. Однако исследования Университета Британской Колумбии в Канаде показали совершенно иное. Потому что они доказали что человеческий мозг чрезвычайно пластичен и создает новые нейронные связи на протяжении всей жизни — изучение новых вещей особенно полезно в этом. Благодаря этому люди после тяжелых аварий или с врожденными травмами головного мозга, благодаря соответствующей реабилитации, могут вернуться в состояние до аварии или даже развить новые навыки.

В контексте нашего благополучия изучение новых вещей, будь то изучение нового языка, игра на музыкальном инструменте или даже просмотр документальных программ, богатых знаниями, также очень важно. Наш мозг оснащен структурой, называемой брюшным тегментальным полем, которая активируется каждый раз, когда на него действуют новые, ранее неизвестные стимулы. В то же время в головном мозге высвобождается дофамин, широко известный как гормон счастья и любви. Таким образом, химический состав нашего мозга заставляет изучение новых вещей доставлять нам чувство счастья и удовлетворения, что заставляет нас возвращаться к обучению даже тем занятиям, которые изначально кажутся нам чрезвычайно трудными.

В контексте эффективного запоминания вновь полученной информации важен еще один вопрос — информация, поступающая в наш мозг, должна иметь интересную форму, которая будет в достаточной мере стимулировать наши нейроны. Чем сильнее сигнал, посылаемый от одного нейрона к другому, тем сильнее обратная связь. Благодаря этому в мозгу создается прочная связь, и информация правильно запоминается нами. Слабая связь между нейронами рано или поздно нарушается мозгом, который, говоря простым языком, признает, что он больше ни на что не годен. Поэтому гораздо легче запоминать информацию, переданную забавным образом, чрезвычайно травмирующие или эмоциональные события, вероятно, останутся в памяти на всю оставшуюся жизнь, и мы, вероятно, выучим занятие или язык, которые нас увлекают, намного быстрее, чем что-то, что

Изучение нового может быть эффективным и благотворно сказаться на нас, независимо от возраста и обстоятельств. Однако есть несколько вещей, которые мы можем сделать, чтобы сделать его более эффективным. Нашему мозгу, чтобы нормально функционировать, требуется как минимум соответствующая доза сна. Точно так же физическая активность стимулирует мозг работать более эффективно. Стимулируя сердечный ритм — систему кровообращения — мозг производит в 2-3 раза больше новых нейронов. Повышенное кровообращение также влияет на лучшее питание и насыщение кислородом клеток мозга. Учебный материал, независимо от того, изучаем ли мы новый язык, географию или игру на гитаре, также следует разделить на части. Ежедневные 20-минутные занятия оказываются гораздо более эффективными, чем часы, потраченные на изучение одного вида деятельности.