Меню Закрыть

Стили воспитания

Стили воспитания

Воспитание ребенка — долгий, утомительный и постоянный процесс. Семья также является первой, самой базовой социальной ячейкой, в которой ребенок функционирует с самых первых моментов жизни. То, как родители взаимодействуют со своим ребенком, остается с ними на всю жизнь.

Именно в семье у ребенка есть шанс сформировать свою систему ценностей и взглядов, которые будут определять его жизнь. Какие бывают стили воспитания? Имеет ли значение стиль воспитания в школе? Читать дальше!

Стили воспитания

СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ

Родительские установки и стили воспитания, применяемые в данных семьях, давно находятся в сфере интересов различных исследователей — педагогов, психологов, психиатров. Стиль воспитания имеет огромное влияние на детей — он формирует отношения и систему ценностей.

Стиль воспитания не всегда положительный , есть и отрицательное отношение . Они также способны формировать молодого человека и оказывать негативное влияние на всю его жизнь.

Стиль воспитания — это семейный набор правил, методов и приемов, которые используются всеми членами семьи. В каждой семье могут быть свои собственные типичные методы работы или образовательные приемы, которые с большим или меньшим успехом используются в процессе воспитания детей.

Родительское отношение неразрывно связано со стилями воспитания . Стили воспитания как таковые обычно не меняются в рамках образовательного процесса, происходящего в данной семье. Однако со временем отношение родителей меняется и развивается. Первые родительские установки формируются еще до рождения ребенка. Родительское отношение может быть положительным или отрицательным. К положительным относятся:

  • Взаимодействие с ребенком — ребенок участвует во всех сферах семейной жизни. Семья принимает во внимание его мнение и взгляды, и ребенок может их выразить. Он на равных участвует в обмене мнениями и семейных дискуссиях. В этом случае ребенок доверяет своим родителям и относится к ним как к своим друзьям и приближенным. В зрелом возрасте у него нет проблем с принятием самостоятельных решений, он также умеет сотрудничать с другими людьми.
  • Признание прав детей — родители не недооценивают и не недооценивают проблемы ребенка. Они предлагают и поощряют, но не перестараются с строгостью и дисциплиной. Иногда они применяют наказания, но уважают индивидуальность ребенка и его право на неприкосновенность частной жизни. Ребенок растет с убеждением, что его мнение имеет значение, а также он чувствует себя полноправным членом семьи.
  • Принятие — в этом случае родители полностью принимают ребенка. Все его плюсы и минусы. Они любят их безоговорочно. Они часто хвалят, а когда делают выговор, они никогда не осуждают ребенка, но указывают на несоответствие конкретного поведения и действий, предпринятых ребенком. Ребенок растет в чувстве любви и безопасности.
  • Разумная свобода — родители позволяют ребенку с раннего детства удовлетворять его естественные потребности в независимости и независимости. Со временем они все еще позволяют ребенку быть активным и независимым, но знают его интересы, друзей или хобби. Они осторожно советуют и направляют ребенка, который может действовать в рамках здравого смысла.

Позитивное родительское отношение является наиболее желательным, но иногда его очень трудно развить . К сожалению, есть и негативное отношение, которое влияет и на ребенка, но неправильным образом. Это отрицательное отношение:

  • Избегающие — родители ограничивают контакт с ребенком до абсолютного минимума. Им безразличны его потребности, им не интересны проблемы. Ребенок не участвует в семейной жизни, и родители не принимают во внимание его пожелания или мнения. Они также дают ему определенную свободу выбора в отношении самого себя — им неинтересно, что он делает. В то же время, если он ошибается, его за это наказывают, и они несут за это ответственность. У ребенка отсутствует чувство безопасности, он недоверчив и часто может вступать в конфликты — в том числе в школе, где он будет реагировать на проблемы дома.
  • Чрезмерно требовательный — ребенок совершенно не оправдывает высоких ожиданий родителей. Эти требования часто неадекватны даже возрасту ребенка. Даже если ребенку удается встретиться с ними один раз, планка со временем поднимается. Такие родители никогда не бывают по-настоящему довольны достижениями ребенка, они всегда думают, что могли бы поступить лучше и больше старались. В таких случаях ребенок часто восстает против своих родителей и может даже сбежать из дома. У ребенка может быть заниженная самооценка и он не верит в свои способности. Также может развиться экстремальный
  • Отталкивающе — в этом случае родителям просто не нравится малыш. Им не нравится проводить с ним время, они чрезмерно критикуют и строго наказывают. Они также могут обижаться на ребенка, потому что он не оправдывает их ожиданий. Эти ожидания часто бывает невозможно оправдать. Это вызывает у ребенка бунт и агрессию. Это может привести к развитию антисоциальных настроений, депрессии или невротического поведения.
  • Чрезмерная защита — в этом случае родители слишком сильно защищают ребенка. Они устраняют все препятствия, не позволяют ребенку принимать самостоятельные действия или решения, они делают это на каждом шагу. Ребенок не испытывает никаких трудностей и не должен прилагать никаких усилий, чтобы справиться с невзгодами, все делают родители. Такой ребенок — человек пассивный и зависимый. Тот, кто полностью зависит от третьих лиц — своих родителей или позже в жизни — своего партнера. Они также могут вырасти чрезвычайно эгоистичными, эгоистичными и тщеславными, убежденными в своем превосходстве над другими.

Все эти отношения — как положительные, так и отрицательные — влияют на ребенка во всех аспектах его или ее развития . Они влияют на эмоциональную и интеллектуальную сферу или отвечают за соответствующий уровень мотивации у ребенка — или за отсутствие мотивации в случае негативного отношения.

СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Стили семейного воспитания — это нечто очень индивидуальное и зависит от правил, методов и приемов, используемых в конкретной семье. Однако эта область представляет интерес для многих исследователей, поэтому по этой теме ведется обширная работа. Названия разных стилей могут отличаться в зависимости от используемых критериев разделения. Однако многие исследователи сходятся во мнении, что существуют стили воспитания:

  • Либеральный — в этом случае ребенок имеет полную свободу и может делать все, что хочет. Ему позволено делать что угодно, и нет никаких ограничений, которые он не может нарушить. Такой стиль воспитания может быть вызван двумя причинами. Это может быть вызвано чрезмерной любовью к ребенку и невозможностью ему что-либо запретить. С другой стороны, это также может быть следствием того, что родители совершенно не интересуются ребенком и совершенно безразличны к его судьбе. У ребенка, воспитанного таким образом, могут возникнуть проблемы с приспособлением к другим группам, помимо семьи. Он не сможет подчиниться никому, кто будет им подчиняться.
  • Демократичный — этот стиль основан на уважении прав всех членов семьи — как взрослых, так и детей. Ребенок действует не из страха наказания, а старается следовать образцу, который родители считают приемлемым. Родители и дети полностью доверяют друг другу и безмерно любят друг друга. В рамках широко понимаемого здравого смысла дети могут принимать собственные решения и проявлять самостоятельную деятельность. Они имеют право участвовать во всех семейных обсуждениях и встречах. Их голос имеет значение, и то, что они говорят, имеет значение. Ребенок растет, чувствуя себя в безопасности и убежденным в том, что его мнение имеет значение. Во взрослой жизни они относятся к другим с уважением и уважением к их границам.
  • Редко — в этом случае родители воспитывают ребенка не все время, а от случая к случаю. Они могут почувствовать родительский всплеск в определенных случаях — например, когда ребенку угрожает какой-то предмет или, наоборот, когда он добился огромных успехов, которыми можно похвастаться. Однако после этого все возвращается на круги своя и родители вряд ли заинтересуются ребенком. До следующего раза у родителей возникнет желание снова присмотреть за своим ребенком.
  • Несогласованность — в этом случае у родителей не выработан определенный стиль действий. У них также нет разработанных конкретных методов действия. Они действуют под влиянием момента и собственных эмоций. Иногда они сурово накажут вас за то, на что в следующий раз не обратят внимания. Если вы однажды пропустите или намеренно проигнорируете плохое поведение своего ребенка, это не значит, что вы принимаете непоследовательный стиль воспитания. Однако если такое поведение является нормой — это большая проблема. Такой ребенок не вырастет, чувствуя себя в безопасности и растерянным. Он не знает, когда и за что их могут наказать.
  • Самодержавие — полная противоположность либеральному стилю. При этом родители убеждены, что в воспитании детей они должны руководствоваться приказами, запретами и принуждением. Ребенок не имеет права спорить, он должен делать то, что хотят родители. Родители не аргументируют свои решения иначе, как «потому что я так говорю», и ребенок должен действовать, опасаясь наказания. Родители обычно любят своих детей, но не хотят или не могут этого показать. Эмоции, проявляющие чувства, могут рассматриваться ими как слабость. Между родителями и детьми большая дистанция.

Стиль воспитания влияет на всю жизнь человека, поэтому то, как воспитывается ребенок, имеет большое значение. Родители должны стараться воспитывать своего ребенка в демократичном стиле, потому что этот стиль считается самым здоровым и дает ребенку наилучшие шансы на счастье.

СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Семья — это основная ячейка общества и первое, в котором растет ребенок. Однако со временем она также выходит за рамки семейных границ, чтобы начать школьное образование и по пути знакомиться с другими людьми. Ребенок много времени проводит в школе, поэтому это сказывается на его жизни и восприятии действительности. Стили школьного воспитания менялись на протяжении веков и подходы к правильному обучению детей.

Стили школьного воспитания определяют, каким образом учителя, воспитатели и сотрудники образовательных учреждений влияют на своих учеников. В школах два наиболее распространенных стиля обучения:

  • Самодержавный — то есть традиционно тот, с которым ассоциируется школа. Образовательные цели устанавливаются сверху вниз, и школа основана на совокупности общих традиционных ценностей. В этом стиле преобладает принуждение. Он основан на авторитете педагога или учителя, и каждое слово является обязательным законом. В этом стиле ученик перенимает знания и признает высшее положение учителя.
  • Либеральный — по его мнению, нет общих, нисходящих ценностей, на которые можно было бы ссылаться. Стиль основан на терпимости, свободе и непринуждении. Вот тут-то и появляется концепция релятивизма. Либеральный стиль предполагает, что ценности относительны и их восприятие зависит от совокупности жизненного опыта или убеждений данного человека.

Современная традиционная школа по-прежнему основана на автократическом стиле обучения, когда учитель находится в центре всей образовательной деятельности, как самый важный человек в процессе передачи знаний. В школах действует либеральный стиль, основанный на современных методах и ценностях. Он предполагает, что ребенок находится в центре образовательной деятельности — как субъект, который самостоятельно приобретает знания и осуществляет свою собственную деятельность под наблюдением учителя.