Меню Закрыть

Синдром Аспергера:

Синдром Аспергера: причины, симптомы, лечение

Синдром Аспергера — это нарушение развития, которое можно рассматривать как другой паттерн построения отношений с окружающим миром. Синдром Аспергера поражает не только детей и подростков — он диагностируется и у взрослых. Каковы симптомы синдрома Аспергера и причины этого расстройства? Как проходит терапия у людей с синдромом Аспергера?

Синдром Аспергера — что это такое?

Синдром Аспергера (AS) часто ошибочно называют болезнью Аспергера. Фактически, это легкое расстройство аутистического спектра , основным симптомом которого являются трудности в установлении и поддержании межличностных отношений.

Синдром Аспергера — относительно новое диагностическое устройство, диагностические критерии которого были разработаны в 1992 г. (затем он был внесен в Международную классификацию болезней МКБ-10). Однако случаи этого легкого расстройства были описаны несколько десятилетий назад.

Синдром Аспергера — это не болезнь! «Болезнь Аспергера» — неправильное выражение — терапевты призывают не лечить синдром Аспергера таким образом. Такой стереотип укрепляет убеждение, что люди с синдромом разные, хуже или наоборот — уникальны и требуют особого лечения. Оба подхода неверны и не помогают людям с этим расстройством разобраться.

Современные публикации по синдрому Аспергера предлагают рассматривать этот синдром как другую модель построения отношений с окружающей средой. Разное не означает хуже или лучше — просто другое, но все же в пределах нормы.

Открытие синдрома Аспергера

В 1944 году Ханс Аспергер, австрийский врач, работавший в детской психиатрической клинике в Вене, заметил, что некоторые из его пациентов вели себя иначе, чем остальная часть группы. Они охарактеризовали их

  • высокий уровень интеллекта
  • интересные интересы
  • используя богатый словарный запас
  • трудности в установлении контактов со сверстниками
  • проблемы с невербальным общением
  • неуклюжие движения

Аспергер использовал термин «аутичная психопатия» для описания этих симптомов.

Работы австрийского врача были неизвестны психиатрическому сообществу до 1980-х годов, когда Лорна Винг, английский врач, заново открыла и популяризировала их. Винг классифицировал случаи, описанные Гансом Аспергером, как расстройства аутистического спектра и назвал их «синдромом Аспергера» или «синдромом Аспергера».

Причины синдрома Аспергера

Пока не установлены четкие причины синдрома Аспергера. Ганс Аспергер на основании своих наблюдений за детьми с синдромом и их семьями, особенно отцами, пришел к выводу, что это расстройство было генетическим . Риск синдрома Аспергера у ребенка также увеличивается, если отец старше 40 лет.

Хотя еще не обнаружено, что конкретный ген отвечает за развитие синдрома Аспергера, теория имеет прочную основу, подтвержденную эмпирическими данными. Среди прочего, было замечено, что синдром Аспергера чаще встречается у детей, родители которых проявляют определенные симптомы этого расстройства , но в ограниченной степени (например, проблемы в межличностных отношениях).

Есть также теории, что синдром Аспергера возникает в результате воздействия тератогенов (внешних факторов, влияющих на развитие плода ) в первые 8 недель после зачатия . Среди других причин синдрома выделяют следующие:

  • перинатальные травмы,
  • токсоплазмоз ,
  • повреждение центральной нервной системы ,
  • церебральный паралич .

Симптомы синдрома Аспергера

Среди специфических форм поведения, типичных для синдрома Аспергера, можно выделить следующие:

  • Трудно познакомиться с новыми людьми и расширить круг друзей — у людей с СА обычно не так много друзей. Это не означает, что им не нужен контакт с другими людьми — их отношения с другими людьми основаны не на чувстве близости и эмоциональной связи, а на общих страстях и интересах. Поскольку они интересуются очень конкретными, узкими областями знаний (часто точными и естественными), им сложно найти людей, разделяющих их энтузиазм, например, в астрономии или палеонтологии.
  • трудности с поддержанием контакта— люди с синдромом Аспергера могут казаться окружающим тщеславными, недоступными и даже высокомерными. Это потому, что им трудно общаться на невербальном уровне. Они не знают, как правильно интерпретировать жесты и выражения своего собеседника, они часто не понимают иронию, игру слов, метафоры, обширные сравнения и т. Д. Они очень буквально понимают словесное сообщение, поэтому предпочитают четкие, сжатые, конкретные сообщения. Во время прямого разговора они редко посылают сигналы для поддержания контакта с другим человеком и подтверждения своего интереса (например, кивают, задают вопросы, зрительный контакт) — все потому, что они сосредоточены в первую очередь на теме разговора, а не на контакте с другим человеком. человек. По этой причине поведение СА часто неверно интерпретируется как самоправедное.
  • трудности с принятием изменений — предпочитаю следовать знакомой схеме.
  • чрезмерно жесткое, стереотипное поведение, заключающееся в повторении одних и тех же действий каждый раз одним и тем же способом, что дает человеку с синдромом Аспергера чувство душевного комфорта. Например, стереотипное поведение может включать один и тот же способ работы, даже если существует множество разных и более быстрых способов; подниматься по лестнице так, чтобы всегда поднимать одну и ту же ногу; Всегда мойте посуду в одном и том же порядке (кастрюли, тарелки, столовые приборы, никогда не разные). Такого типа поведения может быть столько же, сколько людей с синдромом Аспергера.
  • компульсивное поведение — это чувство принуждения к повторению заданного действия, которое используется для снятия напряжения. Люди с синдромом Аспергера часто испытывают потребность пережевывать что-то, считать предметы, которые они собирают, одержимо упорядочивать и расставлять их в равные ряды, часто мыть руки и т. Д. Это также симптомы, типичные для обсессивно-компульсивных расстройств , которые диагностируются в около 25% больных синдромом Аспергера.
  • нарушения восприятия — в основном связанные с гиперчувствительностью или нечувствительностью к стимулам. У людей с синдромом Аспергера часто наблюдаются расстройства глубокой чувствительности , что приводит к проблемам с поддержанием равновесия (поэтому они воспринимаются как «неуклюжие»). Они также могут воспринимать визуальные стимулы по-другому — например, чрезмерно сосредотачиваться на деталях и постоянно искать визуальную стимуляцию (искать движущиеся объекты, внимательно смотреть на цвета и узоры) или наоборот — предпочитать статичные, спокойные виды. Часто они сверхчувствительны к шуму, потом устают от громкой музыки, разговоров, смеха, уличного шума; с другой стороны, они могут испытывать дискомфорт в полной тишине и нуждаться в сильной звуковой стимуляции.
  • процедурные нарушения памятипроцедурная память заключается в выполнении повседневных действий научным и автоматическим способом, без умственного вмешательства. Людям с синдромом Аспергера обычно сложно действовать подобным образом, и они должны быть очень сосредоточены на том, что они делают, даже если для этого нужно просто застегивать кнопки.

Как диагностируется синдром Аспергера у детей?

Диагностировать синдром Аспергера непросто. Синдром Аспергера можно диагностировать на любом этапе жизни, но чаще всего он диагностируется у детей в возрасте 7-8 лет. Это связано с тем, что в это время ребенок ходит в школу и проблемы с функционированием в группе сверстников видны более отчетливо.

Симптомы до 7 лет могут не вызывать подозрений у родителей — дети с синдромом Аспергера обычно начинают говорить и читать одновременно со своими сверстниками, имеют интересные интересы и охотно разговаривают со взрослыми, используя богатый словарный запас. Родителям такое поведение нравится чаще, чем оно вызывает беспокойство.

Однако ситуация меняется после того, как ребенка отправляют в детский сад или школу. Кроме того, существует ряд тревожных сигналов, которые должны повысить бдительность лиц, осуществляющих уход.

Вот возможные симптомы синдрома Аспергера у детей, на которые стоит обратить особое внимание:

  • ребенок плохо интегрируется со сверстниками , предпочитает держаться в стороне;
  • в совместных играх не участвует — либо играет в одиночку, либо хочет вести группу и отдельные роли. Если у него нет достаточно сильной позиции в группе, он предпочитает изолировать себя, а не адаптироваться к другим;
  • испытывает трудности с адекватным поведением в ситуации — не может проявлять уважение к учителю, громко на уроках, задает неуместные вопросы, ерзает и путается, когда от него требуется сохранять спокойствие и стоять на месте;
  • предпочитает быть среди взрослых, чем дети того же возраста , ему также легче находить язык с людьми старшего возраста.

Несмотря на трудности в распознавании однозначных симптомов синдрома Аспергера у детей младше 7 лет, это заболевание может и даже должно быть диагностировано раньше. Ожидание постановки диагноза — ошибка, которую иногда допускают даже психологи.

При подозрении на синдром Аспергера специалист должен как можно скорее назначить соответствующую терапию — чем быстрее будет реакция, тем больше шансов, что молодой человек приобретет соответствующие навыки, которые помогут ему лучше функционировать в обществе.

Синдром Аспергера — симптомы у подростков

В подростковом возрасте люди с синдромом Аспергера могут испытывать самые тяжелые последствия трудностей в построении социальных отношений. Они могут вызвать плохое настроение и даже депрессию .

В возрасте 12-18 лет молодые люди проявляют сильную потребность идентифицировать себя с группой сверстников, предпочитают проводить время между собой и постепенно становятся независимыми от взрослых. Большинство подростков с синдромом Аспергера не имеют такой потребности и не понимают ее. Они считают ненужным нарушать правила, а правила дают чувство защищенности и психологического комфорта. Таким образом, разрыв между ними и одноклассниками еще больше усиливается.

Однако молодой человек с синдромом Аспергера ищет контакта с другими людьми и чаще всего делает это через Интернет. Через дискуссионные форумы и социальные сети ей легче находить людей с похожими увлечениями и интересами. Общение тоже намного проще — самое главное — вербальное общение, поэтому нет необходимости интерпретировать сложные жесты и двусмысленности.

Психологи подчеркивают, что в случае детей с синдромом Аспергера родители не должны любой ценой отрывать ребенка от компьютера . Конечно, вы должны контролировать, на какую сторону войдет подросток, но в то же время вы должны понимать, что виртуальный мир иногда является его единственным шансом завести друзей в реальном мире. Стоит быть открытым для возможности переноса ваших интернет-знакомств в «реальный мир», сохраняя при этом необходимую осторожность.

Синдром Аспергера — симптомы у взрослых

Часто повторяется миф о том, что синдром Аспергера поражает только детей и подростков. Между тем, есть случаи, и это не редкость, когда люди в возрасте от 20 до 30 лет узнают о своем заболевании.Многие люди в поисках причины своих проблем проходят тест на синдром Аспергера, доступный в Интернете.

Только после постановки диагноза они понимают, что чувство изолированности и непохожести, которое сопровождает их с раннего возраста, не их вина и не делает их «уродами». Диагноз синдрома Аспергера также дает им возможность изменить свое поведение и образ мышления, которые часто были причиной их подавленного настроения, комплексов и неуверенности в себе .

Такую возможность предлагает психотерапия — к сожалению, взрослым с синдромом Аспергера это намного сложнее, чем детям и подросткам. Однако есть центры, которые предлагают помощь всем, у кого синдром Аспергера, независимо от возраста . Список таких центров вы найдете в конце статьи.

Терапия у людей с синдромом Аспергера

Термин «нелеченый синдром Аспергера» является ошибкой — поскольку синдром Аспергера не является заболеванием, мы говорим не о лечении, а о терапии, которая помогает человеку с синдромом Аспергера лучше функционировать в обществе.

Лечебные методы при синдроме Аспергера

Выбор терапевтического метода зависит от индивидуальных особенностей пациента. Вам всегда следует посоветоваться с терапевтом.

При лечении синдрома Аспергера используются следующие методы:

  • когнитивная терапия — предложена Фондом Продесте. Он основан на предположении, что человеческое развитие происходит в соответствии с конкретными и повторяемыми стадиями, а развитие человека в спектре аутизма характеризуется серьезной дисгармонией. При терапевтическом ведении человека с синдромом следует поддерживать в восстановлении функций, которые были утрачены раньше, с тем чтобы создать возможность естественного восстановления последующего, более высокого уровня развития. В когнитивной терапии особое внимание уделяется роли терапевта-наставника, то есть человека, принимающего, а не принуждения к социально «желательному» поведению, но не принимающего во внимание индивидуальные потребности данного человека.
  • поведенческая терапия — служит для изменения поведения на социально желательное путем изучения моделей поведения. Обучение ведется по системе поощрений и наказаний (чаще вознаграждений, поскольку они лучше мотивируют). Различные поведенческие методы используются, чтобы помочь людям с синдромом Аспергера лучше функционировать в обществе и выполнять повседневные дела (например, составлять график занятий, чтобы помнить, что нужно делать). Обратной стороной этой терапии, однако, является то, что она схематична — не все модели поведения применимы ко всем ситуациям. Кроме того, этот метод учит только механическому поведению, но не заставляет людей с синдромом Аспергера осознавать, как понимать потребности и намерения другого человека.
  • Обучение социальным навыкам (TUS) — классы поведенческой терапии, предназначенные в первую очередь для детей и подростков. Они учат, как вести себя в строго определенных ситуациях, например, заводить друзей, обсуждать, выражать критику (чаще всего с помощью ролевой игры).
  • Классы сенсорной интеграции (IS) — предназначены для детей, предназначены для поддержки анализа и синтеза стимулов и противодействия сенсорным аномалиям. Для их выполнения используется различное оборудование и предметы — качели, гамаки, подвесные платформы, батуты, мячи, туннели и т. Д., А также материалы различной текстуры и цвета, используемые для стимуляции чувств. Эффект от терапии — улучшение моторики и координации движений ребенка.
  • когнитивно-поведенческая психотерапия — основана на убеждении, что поведение человека зависит от того, что он думает и какие эмоции испытывает, поэтому терапия направлена ​​на изменение того, как люди думают о себе, мире и других людях. Благодаря ему вы можете отучиться от шаблонов мышления, которые затрудняют достижение цели, и изучить те, которые мотивируют, меняют ваш взгляд на мир.

Фармакологическое лечение синдрома Аспергера

Не существует лекарств, которые могут устранить симптомы синдрома Аспергера, потому что, как уже было сказано, это расстройство не требует лечения, а требует терапии, направленной на понимание ваших собственных различий и помощь вам с ними ежедневно. У людей с синдромом Аспергера лекарства используются только для лечения заболеваний, вызванных их расстройствами, например депрессии, беспокойства, бессонницы, вызванной трудностями в повседневной жизни, и отчуждением. Затем прием антидепрессантов или нейролептиков может восстановить психологический комфорт и облегчить терапию.

Синдром Аспергера — где мне получить помощь?

  • Prodeste Foundation — контактный e-mail: prodeste@prodeste.pl
  • Польское общество синдрома Аспергера — контактный адрес электронной почты: ptza@asperger.org.pl
  • Фонд SYNAPSIS — контактный адрес электронной почты: fundacja@synapsis.org.pl
  • Фонд поддержки и развития — контактный телефон: 501-761-834, 501-666-539
  • Ассоциация помощи людям с синдромом Аспергера ASPI — адрес электронной почты: Stowarzyszenie-aspi@wp.pl
  • Ассоциация помощи детям и взрослым с синдромом Аспергера и связанными с ним заболеваниями «AS» — адрес электронной почты: asperger.bielsko@wp.pl
  • Фонд СКОЛАР — контактный e-mail: scolar@scolar.pl
  • Центр терапии аутизма SOTIS — контактный e-mail: sotis@sotis.pl
  • Ассоциация помощи детям со скрытой инвалидностью «Неполными детьми» — контактный телефон: 887-059-343.
  • Фонд САВАНТ — контактный телефон: 601-317-168
  • Фонд Сириуша — контактный e-mail: biuro@fundacjasyriusz.pl

Вышеупомянутые отделения оказывают широкий спектр помощи людям с синдромом Аспергера — предлагают психологическую помощь, организуют семинары, терапевтические занятия, летние лагеря для детей. Вы также можете найти множество блогов родителей детей с синдромом Аспергера и взрослых с синдромом Аспергера и форумы об этом заболевании в Интернете.

Синдром Аспергера: известные люди с этим расстройством

  • Эльфриде Елинек — писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе
  • Дерил Ханна — актриса
  • Робин Уильямс — актер
  • Дэн Эйкройд — актер
  • Тим Бертон — режиссер
  • Эл Гор — политик
  • Лео Месси — футболист

Люди, которые, возможно, имели синдром Аспергера, но жили до того, как он был диагностирован или не были диагностированы:

  • Альберт Эйнштейн — физик, основоположник теории относительности
  • Энди Уорхол — художник
  • Бобби Фишер — шахматист
  • Марк Твен — писатель
  • Ховард Хьюз — пилот

Различия между синдромом Аспергера и аутизмом

Синдром Аспергера — это легкое нарушение развития, относящееся к спектру аутизма. Оба типа расстройств имеют три основных симптома:

  1. Проблемы в установлении межличностных отношений.
  2. Проблемы с общением.
  3. Необычные интересы и чрезмерно жесткие стереотипные модели деятельности.

Однако между синдромом Аспергера и аутизмом есть большая разница: люди с синдромом Аспергера ВСЕГДА правильно развивают речь и не имеют проблем с мыслительными процессами; они полностью интеллектуально развиты и рассуждают правильно. С другой стороны, у людей с аутизмом может быть задержка речевого развития и умственная отсталость , которая чаще всего проявляется в возрасте до 3 лет.