Меню Закрыть

О том, чтобы быть родителем так называемого «Трудный ребенок»

О том, чтобы быть родителем так называемого «Трудный ребенок»

КАКОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ У РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НЕРВНЫМ РАЗВИТИЕМ (СДВГ, синдром Аспергера, аутизм)?

(интервью с Моникой Холуб, Массачусетс)

Каково быть родителем такого ребенка?

Нелегко быть родителем ребенка с распространенным расстройством развития или СДВГ. Всех этих детей тоже сложно «бросить» в одну сумку, но я постараюсь максимально обобщить это.

Повседневная жизнь для этих родителей означает постоянные вызовы для ребенка при выполнении самых обыденных действий, таких как чистка зубов, одевание, выполнение домашних заданий, покупки или ожидание в очереди к врачу. Им приходится десять раз напоминать им, объяснять, объяснять основные вещи и следить за ними — часто безрезультатно.

Ни один родитель не предполагал, что это будет его мир с сыном или дочерью. Для детей с нарушениями психического развития никакие методы и патенты других родителей (команды, просьбы, естественные последствия) обычно не работают и не помогают изменить их поведение. Вот почему мнение тех, кто якобы лучше знает, как их воспитывать, так губителен для них — хотя сами они имеют здоровых, иногда просто непослушных детей. Большинство людей, незнакомых со спецификой нарушений психического развития, не понимают, что то, что работает для здоровых детей, здесь не сработает. Однако они готовы осуждать других родителей.

В целом я согласен с утверждением, что «ребенок как чемодан — что в него кладешь, то вынимаешь». Однако это не относится к детям с нарушениями психического развития. В этом случае можно очень постараться, быть хорошим, знающим и ответственным родителем, но не получить образовательных результатов.

Родители ошибочно винят себя в том, над чем они не могут повлиять, а именно в расстройстве их сына или дочери. Однако их ответственность заключается в том, что они будут делать, когда узнают о болезни ребенка — обратятся ли они за соответствующей помощью для него и для себя.

Эти родители часто борются с непониманием как со стороны семьи, друзей, так и со стороны специалистов: педагогов, психологов, детских психотерапевтов и врачей.

Беспокойные дети вызывают у родителей множество крайних эмоций, и не потому, что они плохие родители. С одной стороны, это: любовь, забота, страх, гордость за то, что их ребенок такой особенный и чувствительный, а с другой — это гнев, раздражение, беспомощность, беспомощность, сожаление, боль, одиночество. Жизнь с сыном или дочерью с СДВГ, СА или аутизмом требует героической повседневной борьбы — с собой и с ребенком. Часто возникает чувство вины и попытки получить компенсацию за крик на ребенка или даже просто плохие мысли об этом. Я знаю мать, которая, не в силах вынести угрызения совести, бросила работу и побежала к ребенку в школу, чтобы извиниться.

ПОЧЕМУ РОДИТЕЛИ УСТРАНЯЮТСЯ ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ?

Родители отказываются от контактов с другими, потому что чувствуют, что их постоянно оценивают как плохих, «кто-то не так». Они часто слышат, что не могут вырастить своего ребенка, что они позволяют ему слишком много, что они не могут установить границы и что ребенок цепляется за их голову, и это не всегда так. Иногда — да — такое случается, но обычно родители этих детей ежедневно выполняют титаническую работу над ребенком, чтобы, например, они могли вести себя должным образом или выполнять базовые действия.

Очень разрушительно обвинять таких матерей или отцов в том, что их не любят. Я знаю многих любящих, заботливых и ласковых родителей детей с аутизмом или СДВГ. Теория о том, что нарушения развития нервной системы возникают в результате неспособности матери любить, является полным заблуждением.

КАК МОЖНО ПОМОЧЬ РОДИТЕЛЯМ ТАКИХ ДЕТЕЙ?

Наши терапевтические и психологические усилия, помимо помощи детям, также направлены на родителей, потому что им нужно помочь понять, что такое расстройство их ребенка и как с ним бороться. В результате терапевтической работы родители начинают понимать и дистанцироваться от так называемого идиосинкразии ребенка. Вот почему мы учим родителей справляться со своими эмоциями. Мы показываем, что нет смысла бороться с некоторыми симптомами, например, с гиперактивностью ребенка с СДВГ, но вам нужно сосредоточиться на решении проблем, которые возникают в результате этого. Важно различать, что можно изменить в ребенке, и над чем стоит поработать, а с чем бороться бессмысленно.