Меню Закрыть

Но (кситимия) я никаких эмоций не испытываю …

Но (кситимия) я никаких эмоций не испытываю …

Иногда случается, что, когда его спрашивают о пережитых и пережитых эмоциях, клиент не может их назвать. На вопрос терапевта «Что ты / я сейчас чувствую?» он может ответить только на уровне телесного опыта, например, что его руки дрожат, его сердце колотится, его ноги сгибаются. Как получается, что, несмотря на явно пережитые сильные эмоции, иногда люди не могут их заметить? Для этого может быть много причин. Несомненно, однако, одной из причин может быть неосознанная потребность защитить себя от переживания тяжелых эмоций, необходимость отрезать себя от них. Это особенно верно, когда мы не принимаем эти эмоции или социально не принимаем их. Это часто случается с гневом. Кроме того, дело усложняется тем, что нас не учат, как общаться и выполнять это здоровым образом в процессе обучения и социального моделирования.

Ситуация несколько иная в случае неспособности понять и идентифицировать эмоции у людей с алекситимией. Этим людям трудно называть и выражать эмоции и снимать напряжение. Трудности в распознавании и обозначении эмоций словами ограничивают понимание эмоциональной жизни и ухудшают процесс обработки эмоций. Это значительно затрудняет эмоциональный контроль и регулирование. Человек, страдающий этим дефицитом, имеет в своем распоряжении только защитные механизмы, которые отключают его от пережитых чувств. Передача информации о своем состоянии другим и, что самое главное, сознательное переживание эмоций становится невозможным. Следовательно, алекситимики не имеют доступа к собственной внутренней жизни. К тому же он часто бывает небогатым. Поскольку существует такой элементарный дефицит в распознавании эмоций в себе,

Значительная тяжесть алекситимии связана с неспособностью отличить физиологическую стимуляцию, полученную от тела, и стимуляцию, вызванную интенсивным переживанием. Здесь физиологическое возбуждение становится единственным свидетельством наличия эмоций. В результате довольно легко неверно истолковать физиологическое возбуждение и понять его только через призму неправильного функционирования кровеносной, эндокринной и нервной систем. Ваше состояние воспринимается как результат внешних факторов, в том числе болезни, а не результат внутренне-психических процессов. Это часто приводит к серьезным опасениям за свое здоровье и обращению за медицинской помощью.

Скудное воображение и фантазирование приводят к ограничению творческих способностей и разработке эффективных стратегий решения проблем. Мышление сосредоточено на деталях и деталях, что делает абстракцию практически невозможной. Кроме того, это сопровождается предвидением негативного развития событий, что создает напряженность. Тем не менее, алекситимные люди часто ошибочно воспринимаются окружающей средой как адаптированные и хорошо функционирующие. Они составлены, логичны, аналитичны и основаны на фактах в глазах других. Это результат защитных механизмов и связано с напряжением, вызванным контактами с другими людьми.

Затруднения в указании источника физиологического происхождения вызывают чувство потери контроля над своим состоянием, что порождает негативную эмоциональность. Уменьшается переживание положительных чувств, таких как счастье, удовольствие, удовлетворенность, любовь.

Эти дефициты часто сопровождаются, помимо психосоматических заболеваний, склонностью к зависимости. Это связано с трудностями в психической регуляции эмоций. Человек либо избегает, либо просто ищет стимул. Обе эти тенденции отражаются в механизмах зависимости от алкоголя, секса и азартных игр. Из-за своего неэмпатического отношения к другим они часто испытывают трудности в межличностном взаимодействии, а также в создании и поддержании отношений.

Каков генез алекситимии? Исследователи понимают его причину как нарушенные отношения в раннем детстве с опекуном, которые протекают без эмпатического размышления. Здесь важны депривации, а также неспособность удовлетворить эмоциональные потребности ребенка. Родители, неспособные думать о внутреннем мире ребенка, его потребностях, лишают ребенка возможности думать о себе (Питер Фонаги). Эта проблема может касаться матерей после травм, оплакивающих потерю ребенка (синдром мертвой матери), с нерешенными проблемами из прошлого (ребенок для матери, а не мать для ребенка), психически больных, которые эмоционально недоступны, непредсказуемы. на уровне чувств и поведения. (враждебная, любящая мать мгновенно, без систематических и предсказуемых — неорганизованные отношения с матерью).

Не одобряющее, неодобрительное лицо матери вызывает ряд гормональных изменений, идентичных тем, которые происходят в стрессовых ситуациях, препятствуя тем самым возникновению приятных ощущений. Поэтому ребенку нужна мать, настроенная на него, та, которая реагирует на его состояния. Психическое размышление, чуткое принятие матерью эмоциональных состояний ребенка и придание им значения приводит к формированию у ребенка ощущения себя и своего тела, то есть собственного тела. Таким образом, если алекситимный опекун не сможет научить своего ребенка выражать физические чувства с помощью слов, это лишит его способности определять чувства в будущем, контролировать напряжение с помощью собственных психических процессов, а не через других людей или свое тело.

В случае дефицита, присутствующего у людей с алекситимией на самой ранней стадии развития, возникает ситуация неспособности самостоятельно преодолеть трудности вербализации своего опыта. В терапии терапевт должен взять на себя корректирующую роль в качестве опекуна и проявлять заботу и чуткость к любым признакам тревоги клиента. Это помешает ему поверить в бесполезность терапии и накопить опыт, показывающий, что попытки поделиться своими проблемами могут быть отклонены (повторная травма в процессе психотерапии). Клиент узнает, что переживание эмоций не угрожает и не приводит к отказу. Психотерапия психодинамика, сфокусированная на процессе подтверждения понимания эмоциональных состояний и работы с телом, — это методы, предлагаемые в литературе для работы с алекситимией, лежащие в основе проблем, о которых сообщают клиенты психотерапевтических кабинетов.