Меню Закрыть

Когнитивные нарушения:

Когнитивные нарушения: память, внимание, мышление и восприятие.

К когнитивным дисфункциям относятся проблемы с памятью и вниманием, а также аномальные ощущения или патологии, связанные с мыслительными процессами. В связи с тем, что многие психиатрические симптомы классифицируются как когнитивные расстройства, они в основном составляют основу психопатологии.

Когнитивные дисфункции могут значительно усложнить жизнь пациента. Проблемы могут относиться практически ко всем повседневным ситуациям, как к профессиональному функционированию (трудности могут возникнуть, например, из-за нарушений памяти и концентрации), так и к семейному функционированию (здесь, например, убеждения пациента, в которых он уверен, даже если они патологические и несовместимые с реальностью, могут быть проблематичными) .когда им отказывают его родственники). Когнитивные дисфункции из-за многих вызывающих их факторов могут возникать как у ребенка, так и у пожилого человека.

Познавательные процессы позволяют людям узнавать об окружающей среде и общаться с ней. Они также являются неотъемлемым элементом приобретения и закрепления знаний. Основные когнитивные процессы человека включают:

  • объем памяти,
  • Внимание,
  • воспринимая мир с помощью органов чувств,
  • мышление.

Когнитивные функции ухудшаются из- за множества различных ситуаций, примерами которых являются:

  • психические проблемы (например, депрессия , биполярное расстройство или бредовые синдромы, а также травматическое событие),
  • неврологические заболевания (такие как инсульт или болезнь Альцгеймера и другие синдромы дементирования)
  • травмы головы,
  • опухоли центральной нервной системы,
  • тяжелые обострения хронических соматических заболеваний,
  • употребление психоактивных веществ (например, наркотиков или алкоголя),
  • синдромы отмены (связанные с прекращением приема лекарств, от которых страдает зависимость — это может включать, например, отказ от алкоголя, но также и от лекарств).

Когнитивные нарушения: память

Нарушения памяти делятся на две группы: количественные и качественные нарушения памяти.

Среди количественных нарушений памяти (дисмнезии) выделяют:

  • гипермнезия (исключительно хорошая память),
  • гипомнезия (снижение объема памяти),
  • амнезия (недостаток памяти).

Вторая категория когнитивных нарушений, связанных с памятью, — это качественные нарушения (парамнезия). В эту группу проблем входят:

  • бред памяти (искаженные воспоминания о событиях, которые действительно произошли в прошлом)
  • криптомнезия (воспоминания, о существовании которых пациент не подозревает — в результате криптомнезии может иметь место так называемый бессознательный плагиат),
  • конфабуляции (ложные воспоминания, которые обычно заполняют некоторые пробелы в памяти пациента).

Когнитивные нарушения: внимание

Нарушения внимания могут проявляться в виде нарушения концентрации внимания, когда очень трудно сосредоточиться на одном деле. Также наблюдается чрезмерное смещение внимания (время от времени фокусировка на другом вопросе) и его недостаточное смещение (смена источника фокуса затруднительна для пациента).

Еще одна проблема — чрезмерное отвлечение внимания, когда даже кажущееся незначительным событие (например, пролетающее мимо насекомое) полностью отвлекает пациента от деятельности, на которой он был ранее сосредоточен.

Когнитивные нарушения: восприятие

Нарушения восприятия включают иллюзии, галлюцинации и психосенсорные расстройства.

Иллюзии (также называемые бредом) — это неправильное восприятие, возникающее на основе стимулов, достигающих органов чувств. Здесь необходимо подчеркнуть, что не все иллюзии связаны с патологией. Примером иллюзии может быть впечатление, что за окном стоит незнакомец, а за ним — обычные ветки деревьев. Патологические заблуждения — это когда пациент — несмотря на логическое представление ему о своей неправоте — все еще убежден в истинности своих наблюдений.

Галлюцинации отличаются от иллюзий . Их формирование не связано с поступающими к пациенту раздражителями. Однако сходство галлюцинаций и иллюзий касается убежденности пациента в правдивости пережитых переживаний. Люди, испытывающие галлюцинации, не склонны пытаться убедить себя в том, что их переживания нереальны. Галлюцинации могут влиять на любое из органов чувств, поэтому галлюцинации выделяют:

  • слуховой (слышание разных звуков или голосов),
  • визуальный (например, увидеть паука на стене),
  • обонятельный (ощущение отсутствия запаха),
  • вкус (ощущение вкуса, несмотря на отсутствие вкусового раздражителя),
  • сенсорные (например, ощущение глистов на теле).

Есть так называемые предполагаемая форма галлюцинаций (их еще называют псевдогаллюцинациями). В этом случае аномальные ощущения располагаются внутри тела пациента или в каком-то неопределенном пространстве.

Еще одна проблема, относящаяся к расстройствам восприятия , — это психосенсорные расстройства (парагаллюцинации). Их генезис аналогичен галлюцинациям — эти ощущения возникают без участия внешнего раздражителя, но их отличительной особенностью является то, что пациенты осознают свою нереальность. Психосенсорные расстройства включают, среди прочего, неправильное восприятие размера предметов (когда они воспринимаются как слишком маленькие, их называют микропсиями, а пациенту они кажутся необычно большими — макропсиями).

При психосенсорных расстройствах нереальные переживания могут также влиять на другие чувства: обоняние, слух, вкус или запах.

Некоторые классификации расстройств восприятия включают еще два явления: деперсонализацию и дереализацию. Деперсонализация — это состояние, в котором человек чувствует себя отстраненным от себя — в ходе этого у пациента создается впечатление, что он фактически находится в стороне и является лишь наблюдателем своей телесности. В случае дереализации, в свою очередь, возникает ощущение изменения окружающего мира — пациент находит мир странным, странным и нереальным.

Когнитивные нарушения: мышление

Расстройства мышления делятся на нарушения течения, содержания и логики мышления. Экспрессия неразрывно связана с мыслительными процессами, поэтому о наличии нарушений мышления в основном говорят те проблемы, которые заметны во время разговора.

1. При нарушениях в процессе мышления различают:

  • мутизм (полное прекращение разговора, что может быть связано с отсутствием мыслей),
  • алогия (нищета мышления),
  • гонка мыслей и связанная с ними молва,
  • ускорение мышления,
  • замедляя ваше мышление,
  • заклинивание мышления (внезапная потеря нити, о которой пациент ранее думал),
  • отвлечение мышления (потеря связи между отдельными потоками мыслей, что заставляет пациента дезорганизованно переходить от одной темы к другой во время разговора),
  • дотошность (в процессе мыслительного процесса появляются все еще новые, дополнительные мысли по мелочам, что делает заявление пациента полным ненужных деталей),
  • персеверация (многократное повторение одной фразы),
  • вербигерация (повторение слов, похожих друг на друга)
  • эхолалия (бессознательное, необоснованное повторение чужих слов),
  • несогласованность мышления (полное отсутствие согласованности между мыслями).

2. Еще одним когнитивным расстройством, связанным с мыслительными процессами, являются нарушения содержания мышления . Среди них — заблуждения (неверные убеждения), в истинности которых пациенты настолько уверены, что их невозможно убедить в своей неправоте. Тематика заблуждений может быть разной, но самые распространенные заблуждения:

  • преследование (пациент думает, что за ним следят и подслушивают),
  • ссылаясь (кследз) — пациент думает, что он или она представляет особый интерес для окружающей среды,
  • ревность
  • воздействие (пациент считает, что третьи лица контролируют его поведение извне, например, с помощью чипа, имплантированного под кожу),
  • эротический,
  • отправка или получение мыслей
  • раскрытие (пациент убежден, что его мысли передаются третьим лицам без его участия),
  • соматические (пациент ощущает симптомы какого-то серьезного или смертельного заболевания),
  • грандиозный (пациент утверждает, что он известный, богатый и влиятельный человек).

К содержательным расстройствам мышления относятся также переоцененные идеи (мысли) и навязчивые идеи. О переоцененных мыслях говорят, когда пациент руководствуется причудливой или крайне абсурдной идеей в своей жизни — обычно он подчиняет ей свое поведение и жизнь. Переоцененные мысли могут быть сосредоточены, например, на идее создания необычного изобретения. Что отличает их от заблуждений, так это то, что пациент может предположить, что его убеждения не соответствуют действительности.

В свою очередь, навязчивые идеи — это навязчивые (часто нежелательные для пациента), постоянно повторяющиеся мысли. Чаще всего навязчивые действия сосредоточены на гигиенических действиях, часто сопровождаемых навязчивыми действиями (действиями, в отношении которых пациент чувствует принуждение к их выполнению).

3. Третья группа нарушений мышления — это нарушения логики мыслительных процессов . Это включает:

  • нелогичное мышление (при размышлении пациент выстраивает собственные причинно-следственные связи и замечает необычные связи, которые кажутся несовместимыми с общепринятой логикой),
  • магическое мышление (связанное с иррациональными, чрезвычайно сложными для понимания ментальными связями),
  • амбивалентность (появление совершенно противоречивых мыслей),
  • дереистическое мышление (оторванное от реальности).