Меню Закрыть

Как вы говорите своему ребенку об изоляции во время пандемии?

Как вы говорите своему ребенку об изоляции во время пандемии? Интервью с психологом Малгожатой Сташкевич

Грань между информированием и запугиванием детей о пандемии коронавируса кажется тонкой. По словам психомедика, психолога Малгожаты Сташкевич, очень важно не обременять ребенка своими страхами, своими переживаниями, своими трудностями в принятии новой ситуации. Так как же нам объяснить детям новую реальность?

 

Как мы можем поговорить с детьми о текущей ситуации и почему нам не следует избегать сложных тем, когда мы разговариваем с детьми?

В общем, мы должны разговаривать с нашими детьми и как-то объяснять им этот мир. Известно, что дети будут строить свое восприятие мира не только на основе отношений родителей, но это очень важный элемент. Если случится что-то трудное, это наша роль — родителей — объяснить эту сложную ситуацию. Она, конечно, очень специфична и беспокоит нас, взрослых. Однако это одна из вещей, которую мы должны объяснять детям, как смерть любимого человека или даже домашнего животного.

 

А как адаптировать сообщение и содержание разговора к возрасту ребенка?

Возраст ребенка зависит от его когнитивных способностей, уровня понимания мира, уровня языкового развития и навыков абстрактного мышления. Когда мы рассказываем об определенных вещах, мы, взрослые, часто принимаем их как должное, в то время как для ребенка что-то может быть только именем. В зависимости от стадии развития ребенка мы по-разному корректируем содержание беседы. С другой стороны, однако, известно, что развитие отдельных детей варьируется и что каждый ребенок будет понимать вещи по-разному. Так что нет смысла смотреть на этапы развития книги. Зная нашего ребенка, мы должны адаптировать наше сообщение к тому, что он может понять, использовать язык, на котором мы с ним общаемся каждый день.

 

Насколько важна честность в разговоре с ребенком?

Базовый. Напрашивается вопрос, какую основу мы даем ребенку. Мошенничество в родительско-детских отношениях может впоследствии доставить массу неприятностей. Как я уже сказал, конечно, стоит адаптировать сообщение к возрасту и тому, что ребенок может понять, насколько он чувствителен. Однако в конечном итоге мы должны представить реальность так, чтобы она была, с одной стороны, удобоваримой, а с другой — чтобы ребенок мог ее лучше понять.

 

А как объяснить ребенку, что во время принудительного карантина и даже после его завершения он должен временно отказаться от повседневных ритуалов, игры в парке или встреч со сверстниками?

Связано с тем, как мы вообще объясняем ситуацию ребенку. Ибо, если он понимает, что сейчас были введены определенные правила (независимо от того, согласны мы с ними или нет), они должны это понять. Однако информация должна быть последовательной, исчерпывающей и часто повторяться много раз — каждый родитель маленького ребенка знает, что эти вопросы никогда не заканчиваются. Вот почему так важно терпение. Стоит помнить — нам, взрослым, иногда кажется, что что-то уже было сказано и определено, но, возможно, это не до конца понято ребенком. Также важно то, как мы вообще справляемся с ситуацией, потому что в случае изоляции вам придется менять детские развлечения. Вопрос в том, что мы предложим ребенку взамен прогулки на любимых качелях.

 

Таким образом, вы перешли к следующему вопросу. В этой сложной, неопределенной ситуации, какое значение имеет установление определенного расписания для занятий ребенка и организация других развлечений, помимо обычных?

Сейчас это очень важно для всех нас. На самом деле, неизвестно, является ли текущая ситуация уже отпуском или продолжительными выходными и неполной занятостью. Раньше смена места, связанная с различными видами деятельности, способствовала нашему ритму. Родители маленьких детей, наверное, хорошо знают, что даже прогулка до дома помогает в переходе между двумя совершенно разными реальностями. Поэтому это важно для нас, взрослых, а тем более для детей. Детям нужно постоянство, им нужны закономерности, правила и повторяемость. Это дает им чувство безопасности, особенно сейчас, когда мир стал дестабилизированным. Мы сталкиваемся с вопросами о будущем и, в конечном итоге, со страхом смерти из-за болезни. В таком случае, безусловно, рекомендуется

 

Вы упомянули, что у нас, взрослых в нынешней ситуации, тоже много забот — связанных с экономическим положением или здоровьем и жизнью наших родственников. Стоит ли информировать самых младших о таких страхах или есть вещи, которые взрослые должны оставить для себя?

Граница должна быть там, где мы начинаем искать утешения в наших детях. Наши дети — не те люди, которым мы должны искать решения наших проблем. Важно не отягощать их своими страхами, переживаниями, трудностями принятия новой ситуации. На мой взгляд, поэтому мы можем сообщать детям о своих чувствах, но так, чтобы не пугать их.